Сашур Калашян: Мемориальный комплекс не таит в себе никакой скрытой нумерологической символики

В архитектуре Мемориального комплекса памяти жертв геноцида армян в Османской Турции “не нужно искать какие-либо скрытые символы”: 12 наклонных стен, нависающих над вечным огнем — всего лишь архитектурная находка, пояснил архитектор комплекса Сашур Калашян в своем выступлении в Ереване, на Международной научной конференции “От воспоминания к упоминанию”, приуроченной к 40-летию открытия Мемориального комплекса.

Он отметил, что часто круг с 12 наклонными стенами ассоциируют с 12 вилайетами Западной Армении или библейскими апостолами. “В процессе проектирования [комплекса] мы пробовали комбинации из 4, 6, 8, 12 и 16. Перед нами стояла эстетическая задача и только.”

Комплекс, по представлению архитекторов, должен был стать “мессой в память безвинно погибших и, в то же время, быть заветом для нас, выживших; он должен был быть понятен всем, вне зависимости от национальности и вероисповедания; и, наконец, должен был стать центром, где будут документироваться и публиковаться факты из истории геноцида армян”.

“Было рассмотрено множество вариантов, но в результате мы пришли к выводу, что с помощью стандартных методов изобразительного искусства невозможно решить поставленную перед нами задачу. Оставалось надеяться только на ассоциативные виды искусства: архитектуру и музыку. Нашей задачей стало найти достойное обрамление для достойной музыки.” Сочетание архитектуры Комплекса с музыкой, которая звучит в ее стенах и вправду как нельзя лучше отражает замысел авторов.

Мемориальный комплекс памяти жертв геноцида армян в Османской Турции

Мемориальный комплекс памяти жертв геноцида армян в Османской Турции. Фотография: К. Вртанесян

“Основой задумки является постамент, — сказал Калашян, — как бы огромная надгробная плита в память безвинно погибших. И поскольку боль утраты жива и сегодня, то плита эта, словно не заживающая рана, дала трещину и раскрыла перед нами бездну полную горя.” Именно здесь, в углублении, у вечного огня можно на мгновение уединиться и мысленно прочувствовать весь ужас случившегося.

Следующим составляющим элементом Мемориального комплекса является стела — “символ воли и возрождения”. По задумке авторов, в ночное время она должна была ярко освещаться на фоне еле тлеющего вечного огня в сердце постамента. “Жаль, но сегодня это освещение не сохранилось, и невозможно наблюдать этот световой контраст”, — заметил Сашур Калашян.

Слева от постамента расположена Стена траура — “воплощение пути мучеников на Голгофу, которая простиралась от Константинополя до неминуемой смерти в пустыне Дер-Зора”. На стене выгравированы названия местностей, по которым проходил путь депортированных армян.

Последним элементом Мемориального комплекса стало здание Музея-института геноцида армян, которым завершилось строительство Мемориала. Оно практически полностью находится под землей, чем и, по задумке авторов, сводится к минимуму его воздействие на архитектуру Мемориального комплекса. Здание музея двухэтажное, площадью в 2000 кв. м. На верхом этаже выставляется экспозиция музея, а нижний этаж предоставлен архиву, научной и административной части.

Напомним, что Мемориал жертвам геноцида армян в Турции, построенный на холме Цицернакаберд в Ереване по проекту архитекторов Сашура Калашяна и Артура Тарханяна, был открыт в 1967 году, однако строительство отдельных элементов комплекса, в частности — музея, продолжалось вплоть до середины 90-х годов.

Анна Вртанесян
Информационная служба Genocide.ru