Серж Саргсян: Односторонние уступки только углубляют существующие угрозы и опасности

Интервью президента Армении Сержа Саргсяна сирийской газете «Al Watan»:

Ваше Превосходительство, год назад президент Сирийской Арабской Республики Башар аль-Асад совершил официальный визит в Армению. В конце визита был подписан ряд соглашений. Как Вы оцениваете развитие двухсторонних отношений после этого визита?

Мы придаем важное значение расширению отношений с Сирией — дружественной нам страной, играющей важную роль в ближневосточном регионе. Армяно-сирийские отношения находятся сегодня на высоком уровне, отражая те теплые чувства, которые испытывают друг к другу наши народы. Продолжаются активные контакты практически во всех сферах, разного рода взаимные визиты носят периодический характер. Визит прошлого года был первым визитом президента Сирии в независимую Армению, однако еще в 1980 году Советскую Армению посетил покойный Хафез аль-Асад. Отмечу также, что в ближайшее время в одном из красивейших мест нашей столицы завершится строительство монумента, символизирующего армяно-арабскую дружбу, которое осуществляется по инициативе группы сирийских армян при поддержке правительства Армении и мэрии Еревана.

В ходе моего визита будет подписан ряд соглашений. Наш долг, долг правительств, — создать благоприятное договорно-правовое поле для того, чтобы наши общества, ученые, бизнесмены, молодежь, наши отраслевые ведомства могли с большей эффективностью контактировать друг с другом.

Дружба народов Армении и Сирии отражается в деятельности руководства двух стран. Как перенести этот позитивный потенциал в экономическое и политическое поле?

Десятки подписанных межгосударственных документов о двухстороннем сотрудничестве и контакты на высшем уровне создали крепкую основу для развития тесных отношений между Ереваном и Дамаском. Мы настроены и впредь продолжать работы по дальнейшему укреплению и углублению сотрудничества между Арменией и Сирией в сфере политики, торговли и экономики, науки и образования, культуры и в других сферах. Я уверен, что такой же решительный настрой есть и у наших сирийских коллег. Активно работает межгосударственная комиссия, очередное заседание которого состоится в течение этого года. Имеются серьезные программы в сфере энергетики, экологии, сейсмологии, здравоохранения, капитального строительства, ирригационных систем и в других сферах. Уверен, что армяно-сирийское сотрудничество и дальше будет с успехом развиваться, двигаясь вперед.

Ваше Превосходительство, в ходе официального визита президента Армении Вы также побываете в Алеппо и Дейр-эз-Зоре. Что в этой связи Вы бы хотели передать гражданам Сирии и Армении?

Сегодня в мире много говорят о диалоге между цивилизациями, о толерантности. В Сирии представители наших народов без долгих дискуссий на практике показали гармоничный пример совместного существования мусульман и христиан, который может служить образцом для всех поборников толерантности в мире. Эти добрые традиции являются общим богатством наших народов, мы должны хранить и лелеять их.

В ходе всех своих визитов в другие страны я стараюсь встретиться с представителями армянской диаспоры. Эта диаспора, которая сформировалась в результате жестокого каприза истории, является важным звеном, связующим армянскую цивилизацию с другими народами, обществами, государствами мира. Тем, как воспринимают в других странах наших соотечественников из диаспоры, обусловливается то, как будут воспринимать Армению, армянский народ вообще.

Конечно, я бы не мог посетить Сирию и не побывать в Алеппо и Дейр-эз-Зоре, которые занимают особое место в истории диаспоры. Я совершу визит в эти районы, чтобы выразить от имени нашего народа признательность нашим сирийским братьям и сестрам и чтобы воодушевить наших соотечественников быть достойными и уважаемыми гражданами дружественной нам Сирии.

Ваше Превосходительство, как повлияет на процесс нормализации армяно-турецких отношений принятие резолюции о признании Геноцида армян, обсуждающейся в Конгрессе США?

Меня часто спрашивают, как нужно представлять факты о Геноциде армян, а также не нанесет ли вред какая-либо страна процессу нормализации армяно-турецких отношений и вообще безопасности на Южном Кавказе, если признает Геноцид. Я отвечаю, что существует множество стран, которые в этом вопросе не нуждаются в представлении фактов, так как у них самих имеются собственные огромные архивы, касающиеся Геноцида армян.

Что же касается опасений по поводу того, что признание Геноцида нанесет вред безопасности, то это то же самое, что предложить выбрать между безопасностью и системой ценностей. Думаю, что долговременная безопасность в нашем регионе возможна только при условии, что она построена на глубоко осознанной системе ценностей. Обсуждаемая в Конгрессе США резолюция — внутреннее дело этой страны, в которое мы не вмешиваемся, насколько бы это ни было для нас нравственно важным.

Мы не сделали признание Геноцида армян предусловием для установления нормальных отношений между Арменией и Турцией, потому что у нас есть принципиальная позиция – улучшить армяно-турецкие отношения без предварительных условий. Не считаю правильными попытки связать этот процесс с признанием Геноцида другими странами. Одно для меня очевидно: чем дольше будет длиться процесс нормализации наших отношений, тем больше может увеличиться количество стран, принимающих подобные резолюции.

В своих выступлениях Вы часто затрагивали вопрос блокады Армении, отмечая, что это ограничивает экономическое развитие страны. Какова для Армении экономическая цена того, что граница с турецкой стороной закрыта?

Цена высока, учитывая и немногочисленность транзитных путей, и бездействие железной дороги, связывающей Армению со Средиземным морем. Между нашими странами, будь то в сфере промышленности, торговли или предоставления услуг, есть огромный неиспользованный потенциал. Открытие границы могли бы иметь важное значение для товарооборота между Арменией и другими странами, в том числе и Сирией.

Однако я думаю, что цена закрытой границы намного более высока в политической плоскости. Блокада не что иное, как одно из средств применения силы. Это не только не подобает двум соседним странам, живущим в 21-м веке, но и противоречит уставу ООН, многочисленным нормам международного права. Турция все более и более стремится взять на себя большую роль в регионе и на международной арене. Она является членом Совета Безопасности ООН и «двадцатки», стремится стать членом Европейского Союза. Все это несовместимо с применением односторонних экономических санкций против соседней страны, имеющей развивающуюся экономику.

Президент Башар аль-Асад в ряде столиц мира, в том числе в Ереване, говорил о своем видении сотрудничества между странами региона, особо отмечая Россию, Азербайджан, Армению, Турцию, Иран, а также, естественно, Сирию. Что, на Ваш взгляд, мешает реализации этого видения. Какие решения можно найти для достижения этого?

Для меня вполне приемлемо это искреннее видение моего коллеги. Он дальновидный политический деятель, который любит свою страну и небезразличен к своим соседям и друзьям. Армения всегда выступала за региональное сотрудничество. Мы считаем, что единственным способом решения имеющихся проблем является их обсуждение и нахождение решений за столом переговоров. Между странами могут быть противоречия и разногласия, но лучшим способом их сглаживания является сотрудничество.

Мы сторонники конкретных шагов – необходимо находить те сферы, которые могут вызвать взаимные интерес и заинтересованность. Только так можно медленно, но верно прокладывать дорогу к решению сложных и больших задач.

А как официальный Ереван оценивает ситуацию на Ближнем Востоке? Какой путь, ведет к миру и стабильности?

Армения всегда внимательно относилась к позициям дружественных арабских стран, в частности, и к позиции Сирии. Армения является сторонницей мирного разрешения всех противоречий и всегда осуждала насильственные действия, нарушения прав человека, попытки коллективного наказания гражданского населения, террор. Мы поддерживаем право народа Палестины на самоопределение путем создания независимого государства, что гарантируется резолюциями Совета безопасности ООН.

Надеемся, что все стороны сложной Ближневосточной мозаики – и в палестино-израильском, и в сирийско-израильском направлении – найдут в себе соответствующие силы для обсуждения и решения своих разногласий за столом переговоров. Этот конфликт, отнявший тысячи жизней и право нескольких поколений на мирную жизнь, должен быть урегулирован.

Мы более чем заинтересованы в этом вопросе. Во-первых, в этом регионе проживает множество наших братьев и сестер. Во всех странах имеются крупные армянские колонии, учебные, культурные и духовные учреждения. Большую роль среди них играет Армянский патриархат в Иерусалиме, который имеет особое значение для армян, первого народа, принявшего христианство на государственном уровне. В наших прямых интересах восстановление мира и величия на этой святой земле.

Вы неоднократно отмечали, что нагорно-карабахское урегулирование должно основываться на взаимных уступках путем мирных переговоров. Каковы эти уступки со стороны Армении?

Я всегда отмечал, что для разрешения любого конфликта нужно искать решение в причинах этих конфликтов, а не в его последствиях. В противном случае это будет похоже на то, чтобы устранять проявления болезни, вместо того чтобы лечить саму болезнь.

Народ Нагорного Карабаха попытался найти развязку для несправедливости и давлений, длящихся десятилетия, правовым путем, в рамках законодательства СССР и международного права. Этому было противопоставлено насилие, попытка истребить этот народ. Начались запланированные военные действия против Арцаха, длившиеся годы — ежедневно на Степанакерт бросали сотни бомб.

В ответ на это народ Арцаха смог объединиться и защитить свою Родину, святыни, женщин, детей и стариков. В целях укрепления безопасности вокруг Карабаха была создана зона безопасности. Так часто бывает во время войн, тем не менее, война не была нашим предпочтением.

Вопреки заявлениям Азербайджана, мы не населяем эту зону и не эксплуатируем ее. Когда народ Карабаха получит реальную возможность осуществить свое право на самоопределение и когда будут созданы практические механизмы для безопасности и развития, то с армянской стороны взаимной уступкой может считаться возвращение Азербайджану этих районов вокруг Карабаха, конечно, сохраняя при этом коридор, связывающий Нагорный Карабах и Армению. Я неоднократно заявлял об этом. Однако в категории «компромисс» ключевой идеей является взаимность, и нужно осознавать, что в подобных ситуациях односторонние уступки только углубляют существующие угрозы и опасности.