Расшифровывая турецкую тактику затягивания в вопросе открытия границы с Арменией

Арут Сасунян, «Калифорниан Курьер»

В то время, как некоторые армяне не верят официальному предвыборному обещанию Обамы признать геноцид армян, турецкие лидеры отнеслись к обещанию президента со всей серьёзностью.

До и после инаугурации Обамы, Анкара послала в Вашингтон несколько высокопоставленных делегаций с целью лоббирования по этому вопросу ключевых игроков в Белом доме и Конгрессе. Однако турецкий план убеждения президента Обамы не признавать геноцид попал под серьёзный удар после того, как премьер-министр [Турции] Эрдоган подвёрг жёсткой критике вторжение Израиля в сектор Газа и яростно противостоял президенту [Израиля] Шимону Пересу в Давосе. Разгневанные словами Эрдогана, израильские лидеры и лидеры еврейской общины в США дали понять турецким сановникам, что не собираются далее препятствовать рассмотрению резолюции Конгресса по геноциду армян.

С приближением 24-ого апреля, турецкие власти усиливают свою кампанию, одновременно направленную на блокирование резолюции Конгресса и ставшего традиционным президентского обращения в годовщину геноцида армян. Kроме настойчивого напора в Вашингтоне посредством своего посла, лоббинговых фирм и парламентских делегаций, турецкое руководство также оказывало давление на американских должностных лиц, побывавших проездом в Анкаре за последние недели, например, на спецпредставителя США на Ближнем Востоке Джорджа Митчелла и госсекретаря США Хиллари Клинтон.

Вернувшись из лоббистских турне, турецкие чиновники заявили, что в Вашингтоне им неоднократно было заявлено, что если Турция срочно не откроет границу с Арменией, то очень вероятно, что президент Обама в своем выступлении 24 апреля всё же использует термин “геноцид”. Возможно именно поэтому министр иностранных дел Турции Али Бабаджан признал на прошлой неделе, что существует “риск” признания геноцида армян президентом США в следующем месяце.

В таком случае почему Турция, якобы, действует вопреки своим интересам, продолжая держать границу закрытой и рискуя признанием президентом геноцида армян?

На мой взгляд, весьма опытные турецкие дипломаты играют в сложную игру, [используя] тактику затягивания, с целью получить максимальные выгоды от возможного открытия границы с Арменией.

Турецкий план заключается в блокировании или ослаблении заявления Обамы 24 апреля, не открывая при этом границы или затягивая открытие насколько возможно. Турецкие официальные лица создают видимость улучшения отношений между Арменией и Турцией, что демонстрируется “секретными” встречами с последующими утечками информации о них в прессу, а также разрекламированными встречами на высшем уровне. Подобные встречи, включая “футбольную дипломатию” помогли заработать Турции пиар-очки и обеспечили правдоподобие заявлению о том, что отношения действительно улучшаются.

Создавая впечатления, что они собираются открывать границу, при этом не открывая её, турки преследуют несколько целей.

Во-первых, примирительные действия по отношению к Армении испортят отношения Турции с Азербайджаном. Турецкие чиновники пытались решить этот вопрос, выставив возврат Арцаха (Карабаха) Азербайджану в качестве предусловия для открытия границы. Но поскольку армянская сторона, видимо, не согласилась с таким предложением, Анкара была вынуждена отказаться от проведения прямой связи между открытием границ и арцахским конфликтом.

Во-вторых, постоянно повторяя об участии в “деликатных переговорах” с Арменией, турецкие власти пытались предотвратить признание геноцида другими странами, в частности Соединёнными Штатами, хотя эти два вопроса [переговоры и признание] никак не связаны.

В-третьих, турецкие власти осознают, что скорейшее открытие границы невыгодно. Затягивая переговоры, они надеятся добиться от Армении как можно больше уступок. Это испытанная временем турецкая дипломатическая практика.

В-четвёртых, откладывая открытие границы, Турция получает больше времени для проведения переговоров с администрацией Обамы и для получения выгодного для себя исхода и в вопросе резолюции Конгресса, и в вопросе апрельского обращения президента.

В-пятых, ещё одной серьёзной причиной почему премьер-министр Эрдоган и его правящая партия используют тактику затягивания, является тот факт, что любые сделки с Арменией до 29-го марта — [дня] выборов в местные органы власти в Турции — могут оказать негативное [для партии Эрдогана] воздействие на результаты выборов.

В-шестых, турецкие власти скорее всего подождут до первой недели апреля, на которую назначен визит президента Обамы в их страну, чтобы напрямую обсудить с ним взаимосвязь между вопросом [открытия] границы и вопросами предоставления права на транзит через Турцию для покидающих Ирак американских войск, отправки дополнительных турецких сил в Афганистан, а также блокирования признания Америкой геноцида армян.

И хотя армяне в США не могут соревноваться ни с огромными ресурсами Турции, ни с мощным турецким влиянием на Вашингтон, они естественно очень обеспокоены этими турецкими уловками и прилагают все усилия, чтобы президент Обама выполнил своё предвыборное обещание о признании геноцида армян.

Несмотря на сообщения из надёжных источников о том, что Армения и Турция собираются подписать соглашение во время визита министра иностранных дел [Турции] в Ереван 16 апреля, хочется надеятся, что армянские власти отложат подписание какого-либо документа с Анкарой прямо накануне 24 апреля. В противном случае руководство Армении не только осквернит память армянских мучеников, но и предоставит администрации Обамы идеальный повод не признавать в апреле геноцид армян. После 16 лет ожидания открытия границы, Армения может себе позволить подождать ещё несколько дней.

Источник: California Courier Online Edition, 19 марта, 2009
Перевели Григор Ерицян, Карен Вртанесян,
Информационная служба Genocide.ru