Замечания Сашура Калашяна по эксплуатации Мемориального комплекса “Цицернакаберд”
Представляя в Ереване на Международной научной конференции “От воспоминания к упоминанию” историю создания Мемориального комплекса памяти жертв геноцида армян, соавтор и архитектор комплекса Сашур Калашян озвучил несколько замечаний и предложений относительно эксплуатации Мемориального комплекса и прилежащей к нему территории, а также относительно экспозиции Музея-института геноцида армян.
По проекту авторов Мемориального комплекса, стела, являющаяся “символом воли и возрождения армянского народа” в ночное время должна была быть ярко освещена на фоне еле тлеющего вечного огня. Такое освещение было реализовано в советское время. “Жаль, но сегодня это освещение не сохранилось, и невозможно наблюдать этого светового контраста”, — заметил Сашур Калашян.
Возвращаясь к событиям карабахской войны, Сашур Калашян напомнил, что в те годы перед Стеной траура были похоронены несколько защитников Арцаха. “Думаю настало время, поднять вопрос перед правительством страны о перезахоронении останков в соответствующем и достойном месте”.
Калашян рассказал также, что в 2005 году рядом с Мемориальным комплексом состоялась церемония закладки камня на месте будущей часовни. Однако Калашян заявил о своём несогласии с идеей построить часовню непосредственно рядом с вечным огнем. Комплекс должен быть понятен и доступен “всем вне зависимости от национальности и вероисповедания” и соответственно нужно избегать любых “религиозных подтекстов”, — заявил Калашян. Посему для строительства часовни было предложено другое место, куда и, надеется Калашян, в скором времени будет переведен памятный камень.
Относительно экспозиции Музея-института геноцида армян, Калашян выразил мнение, что было неверно выставлять также работы художника Жансема наряду с документальным и фото материалами. “Музей является научно-исследовательским, а не культурный центром” и исходя из этих соображений картины французского художника армянского происхождения, как художественная ценность, должны быть выставлены в Национальной картинной галерее, считает Калашян.
В свою очередь, Гайк Демоян — директор Музея-института геноцида армян — выразив свое согласие с некоторыми замечаниями Калашяна, поделился своими планами начать переговоры и поиск средств для строительства отдельной галереи для художественных произведений, которых скопилось в фондах музея в большом количестве. Он также пообещал восстановить освещение Мемориального комплекса в соответствии с изначальной задумкой авторов.
Напомним, что Мемориал жертвам геноцида армян в Турции, построенный на холме Цицернакаберд в Ереване по проекту архитекторов Сашура Калашяна и Артура Тарханяна, был открыт в 1967 году, однако строительство отдельных элементов комплекса, в частности — музея, продолжалось вплоть до середины 90-х годов.
Анна Вртанесян
Информационная служба Genocide.ru
Ранее по теме:
- Национальная библиотека Армении отметила 40-летие открытия Мемориала памяти жертв геноцида армян
- Кремль дал разрешение на постройку мемориального комплекса «Цицернакаберд» еще до протестов 1965 г.
- Сашур Калашян: Мемориальный комплекс не таит в себе никакой скрытой нумерологической символики
- «От воспоминания к упоминанию» — международная конференция в Ереване