Эксперты по геноциду отвечают премьер-министру Турции

На следующий же день после состоявшейся в Вашингтоне пресс-конференции премьер-министра Турции, двое экспертов подробно прокомментировали в газете “Medill News Service” заявления турецкого премьера о геноциде армян.

Ниже приводятся отдельные высказывания главы турецкого правительства и комментарии к ним турецкого историка Танера Акчама и бывшего сотрудника дипломатической службы США Эдварда Александра.

Эрдоган: “Наши документы свидетельствуют о том, что никакого геноцида не было. Те, кто утверждают [обратное], должны доказать это. Для Турции неприемлимо достижениe целей посредством простой лоббистской деятельности.”

Александр: “Доказательств [геноцида армян] — огромное количество, и для многих армян отрицание этого исторического факта кем-либо, особенно турецким правительством — нелепица. Одним из источников для моих исследований была немецкая пресса. Другим моим источником были телеграммы, отправленные Генри Моргентау (Henry Morgenthau) — американскому послу в Турции во время геноцида. Это документы, которые не могут быть опровергнуты. Кроме того, я исследовал свидетельства очевидцев в Мерсбурге, Германия.”

Акчам: “Наш премьер-министр неправ, поскольку мы можем доказать преднамеренность геноцида без каких-либо проблем. Один из документальных источников — это судебные процессы в Стамбуле 1919-1921 гг. Это обвинительные заключения, приговоры, собственноручные показания свидетелей, которые были записаны в то время. В них множество доказательств, показывающих убийства армян. Оригиналы этих документов не известны. Мы предполагаем, что они были уничтожены после захвата Стамбула турецкими националистами. [Турецкие чиновники] доверяют только документам в архиве премьер-министра в Стамбуле. Основываясь на архивы премьер-министра я могу очень легко показать преднамеренность геноцида в Османской Турции. В 2008 году я собираюсь опубликовать книгу на турецком языке, в котором представлю более 500 документов из стамбульских архивов премьер-министра.”

Эрдоган: “То, что произошло, было названо депортацией, потому что это были очень трудные времена … В контексте того времени и тех событий имели место провокации со стороны некоторых других стран, и армяне стали в те годы участниками восстаний [против турецкого правительства].”

Александр: «Один из относительно новых аргументов, выдвигаемых [турками] сейчас — это, то что именно армяне напали на турок. Это нелепо. Нужно очень богатое воображение, [чтобы представить], как могли армяне совершить такое, будучи разоруженными.”

Акчам: “Довод таков, что были армянские восстания. Это просто ложь. Депортации начались до армянских восстаний. Был лишь один инцидент в апреле 1915 года, а постановление о депортации было принято в конце марта. Да, были отдельные армянские дезертиры, но армяне сами были против них. Армян депортировали не только из Восточной Анатолии, но и из всей Анатолии, несмотря на их полную интегрированность в турецкую жизнь.”

Эрдоган: “Я написал письмо президенту Кочаряну в 2005 году. Мы предложили создать совместную историческую комиссию и сказали, что готовы предоставить все документы из наших архивов… Мы стремимся прийти к общему пониманию этого болезненного периода в нашей истории, но я все еще до сегодняшнего дня не получил ответа на свое письмо. “

Александр: “Позиция правительства Армении всегда была такова: установить дипломатические отношения с Турцией без каких-либо предусловий. Однако турецкие власти не согласились и выдвинули свои условия: 1) армянская диаспора должна прекратить разговоры о геноциде 2) правительства Армении и Азербайджана должны заключить мир.”

Акчам: “Это хорошее предложение. Если есть проблемы, которые вы не можете решить, нужно искать пути для общения друг с другом. Первым делом, нужны дипломатические отношения. Как можно создать комиссию без переговоров? Турция ставит предусловия для дипломатических отношений, что не устраивает Армению.”

Эрдоган: “Это мое искреннее пожелание, чтобы Конгресс США оставил в стороне эту резолюцию и прекратил обсуждение этой резолюции вообще.»

Александр: «Это меня не удивляет. В Конгрессе бытует мнение, что сейчас не самый подходящий момент для [обсуждения] резолюции из-за ситуации в Ираке и с курдами. Главное, чтобы она [резолюция] не была бы заморожена. Ученые из Международной ассоциации исследователей геноцида пришли к такому же выводу. Это просто попытка Турции задержать принятие резолюции до тех пор, пока в конце-концов не умрут пережившие геноцид настоящие очевидцы, и их дети, как я, не состарятся. Мне 87. Турки надеются, что время ослабит аргументы и память.”

Акчам: “Резолюция США важна и не важна одновременно. Не важна, поскольку это станет психологической победой, но она ничего не решит. Важна, так как Турция должна понять, что угрожая своей политической стратегической силой, она не решит свой список проблем. Например, Турция не может стать членом Европейского Союза, если говорить об истории — это преступление.”

Эрдоган: «Это проблема армянской диаспоры. Они ищут способ получить определенную выгоду для себя и это то, что они нашли. Если это сработает, то они начнут искать возможность получить определенную прибыль с этого. Если нет, то мир потеряет много времени.»

Александр: “Я не знаю какая может быть выгода. Мы просим только справедливости.”

Акчам: “Глупо полагать, что существует разница между армянами [в Армении] и армянской диаспорой. Все они говорят, что совершившие [геноцид] должны принять свою историю.”

Источник: Medill News Service
Информационная служба Genocide.ru