Турецко-французский скандал и его возможные последствия для армяно-турецких отношений

АНДРЕЙ АРЕШЕВ

После принятия нижней палатой французского парламента законопроекта, предусматривающего уголовную ответственность (до года тюремного заключения) и штраф за отрицание факта геноцида армян (45 тыс. евро), определенная часть турецкого общества и политические круги этой страны сильно занервничали. Министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль даже заявил, что законопроект «будет незабываемым позором для Франции. С этого дня она не может себя называть свободной страной». Премьер-министр Эрдоган грозит Парижу «ответными мерами». Действия демонстрантов, закидывавших яйцами французские представительства в Анкаре, больше напоминали истерику. Между тем, ничего нового, выходящего за рамки европейской политики по отношению к Турции, французскими депутатами предпринято не было.

Напомним, что в ходе недавнего визита в Армению Президент Франции Жак Ширак в Ереване заявил, что Турция должна признать геноцид армян 1915 года, чтобы стать полноправным членом ЕС. Во время же последнего телефонного разговора с Эрдоганом он, хотя и извинился за законопроект, принятый по инициативе оппозиционных социалистов, но тем не менее подчеркнул неизменность требования о признании Турцией геноцида.

Еще до начала переговоров относительно возможного в будущем вступления в ЕС перед Анкарой были поставлены несколько условий. Среди них был и кипрский вопрос, и признание геноцида армян вместе с открытием турецко-армянской границы и, что немаловажно, внесение поправок или отмена 301-й статьи УК Турции, карающей «за оскорбление Турции и турецкой идентичности». Преследовались по этой статье и нобелевский лауреат Орхан Памук, и редактор стамбульской газеты «Акос» Грант Динк, и многие другие…

Турки часто говорят о несправедливых условиях, которые ЕС им выдвигает. Однако ведь это именно Турция хочет вступить в ЕС, а не европейские страны – в Организацию Исламская Конференция. Принимающая организация вольна выдвигать любые требования, какие ей заблагорассудится: не хотите выполнять или не можете договориться о смягчении этих требований, обижаетесь на ЕС как на «христианский клуб» – ну тогда и не жалуйтесь, что вас туда не пускают. Тем более что проеворопейские настроения пошли на убыль и в самой Турции. По данным социологических опросов, вступление в ЕС сейчас поддерживают всего 57 % граждан этой страны, в то время как всего три года назад их было 75 %.1

Тем не менее, Жак Ширак последовательно выступал за членство Турции в Евросоюзе2, и попытки договориться по «армянскому» вопросу в ходе двусторонних политических консультаций не раз предпринимались по инициативе Парижа.

Так, 11 октября, то есть непосредственно перед рассмотрением законопроекта состоялась телефонная беседа министра внутренних дел Франции Н. Саркози и с Р. Эрдоганом, в ходе которой последний попросил у французского правительства политической поддержки. В ответ Саркози для приостановления законопроекта выдвинул премьер-министру Турции следующие предусловия: «Открыть армянскую границу Турции, объявить недействительной 301 статью нового турецкого уголовного Кодекса и для обсуждения вопроса создать двустороннюю армяно-турецкую межправительственную комиссию, в частности, политических деятелей». Ответ Эрдогана на эти предложения был маловразумительным, и, видимо, именно поэтому законопроекту был дан «зеленый свет».

Конечно, действия Франции, официально осудившей геноцид армян еще в 2001 году, могут быть продиктованы различными причинами, в то числе далекими от искреннего сострадания к армянскому народу и попыток разобраться в трагических армяно-турецких отношениях вековой давности. Французские граждане совершенно не жаждут видеть Турцию в рядах ЕС, и политики не могут не считаться с общественным мнением3. А рядовых избирателей, причем отнюдь не только во Франции, не может не беспокоить факт присутствия в Европе до 10 млн. выходцев из Турции, число которых за пару десятилетий, согласно прогнозам, может подскочить до 35-40 млн. человек4 – особенно в случае вступления этой страны в Евросоюз. Чтобы была понятна динамика, отметим, что в 1991 году иммигрантов из Турции в Западной Европе насчитывалось чуть более 2,6 млн. человек5. В 1997 году в ходе одного из политических совещаний в Анкаре тогдашний министр внутренних дел Турции Мюраль Аксенер заявила: «В какую бы страну мы ни уезжали, мы пускаем там глубокие корни, и они не имеют права нас депортировать»6. Авторы вышедшего в Москве фундаментального исследования показывают, что среди турецких организаций в Европе наибольшего влияния достигли организации исламские7. Европейские политики до сих пор не знают, как ответить на этот вызов, вот и мечутся в своих робких попытках противостоять настойчивому желанию, прежде всего, Джорджа Буша, пристегнуть Турцию к ЕС.

Вопрос же о взаимных симпатиях французов и армян, о мощном «армянском лобби» во Франции, на которое так часто любят ссылаться (на фоне песен Шарля Азнавура), на самом деле далеко не так однозначен. Во-первых, турецкое лобби во Франции не менее крепкое, нежели армянское. Во вторых, международные отношения всегда были и остаются предельно жесткими и циничными, и та же Франция неоднократно и с легкостью приносила свои «проармянские» симпатии в жертву политической целесообразности.

Если немного углубиться в историю, то можно вспомнить, что именно Франция, подписав в октябре 1921 году Анкарский договор, положила начало процессу международного признания нового турецкого правительства во главе с Мустафой Кемалем (ставшим впоследствии Ататюрком). Впоследствии французы оказывали сторонникам Кемаля значительную экономическую (и, по некоторым данным, военную) помощь и политическую поддержку. А поспешные и непродуманные действия французских властей по эвакуации Киликии в 1921 – 1922 гг. привели к гибели и паническому бегству десятков тысяч людей, причем не только армян, но и греков, ассирийцев, арабов, веками проживавших в этом, сопредельном с курортной Антальей, районе современной Турции.8 Так что вряд ли стоит туркам так уж сильно обижаться на французов, которые помогли им оставить за собой порт Джейхан – перевалочный пункт на пути каспийской и арабской нефти в Европу, конечный пункт знаменитого трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан…

Представляется, что нынешняя истеричная шумиха в Турции скоро сойдет на нет, как и гораздо более массовые антифранцузские беспорядки 2001 года, когда в Турции громили представительства французских компаний и бойкотировали французские товары. Эмоциональные заявления о том, что «Франция сегодня потеряла доверие со стороны турок», вновь уступят место трезвым расчетам. Двусторонний товарооборот после падения в 2001 году затем стабильно рос, составляя на сегодня свыше 10 млрд.долл. в год, причем Франция остается одним из самых крупных инвесторов в турецкую экономику.9 Внешний долг Турции к концу 2006 г. превысит 200 млрд. долл. 10 Именно Франция нужна Турции как важный инвестор и торгово-экономический партнер гораздо больше, чем наоборот – Турция Франции.

Если одобренный французским парламентом закон все же вступит в силу, он, возможно, будет иметь определенные положительные последствия, так как может послужить импульсом к пересмотру нынешней политики Турции по отношению к Армении, дать дополнительные аргументы здравомыслящим кругам. Напомним, официальный Ереван не раз предлагал Анкаре установить дипломатические отношения без предусловий. Однако турецкая позиция на официальном уровне остается бескомпромиссной. В своем выступлении в ООН в ходе последней сессии глава МИД Турции Абдулла Гюль подчеркнул, что его страна во всем поддерживает Азербайджан и поэтому не открывает границу с Арменией. Собственно говоря, подобная политика, при которой Анкара является заложником внешнеполитических капризов Баку, и привела к нынешним неприятностям на внешнеполитическом фронте. В психологическом плане блокада скорее актуализирует исторические реминисценции с далеким уже 1915 годом, плохо согласуясь с периодически звучащими из Анкары призывами «оставить историю историкам». В экономическом плане архаичная для XXI века политика блокады границ себя также не оправдала, не задушила армянскую экономику и не помешала налаживанию двусторонних торгово-экономических связей, ежегодный объем которых оценивается более чем в 80 млн. долл. Есть и другие оценки, гораздо большие: до 250 и даже 300 млн. долларов по данным ряда армянских авторов11. Согласно турецким источникам, эти цифры все же меньше и варьируются в пределах 70-150 млн. долларов (что, впрочем, тоже немало). По данным посольства США в Ереване, Турция занимает седьмое место во внешнеторговом обороте Армении.12

Сотрудники Французского института международных отношений (IFRI) Файона Хилл и Омер Таспинар следующим образом свидетельствуют о неэффективности блокады: «Армяне (как показывают встречи, которые мы провели во время посещения Кавказа в июле 2005 года) больше не видят срочности в открытии границы и нормализации отношений с Турцией. Армения испытывает экономический подъём, и двусторонние армяно-турецкие торговые связи оцениваются, по крайней мере, в 100 миллионов долларов ежегодно, несмотря на закрытую границу».13

Однако сложившееся положение вряд ли можно назвать нормальным, и определенные круги в Турции это осознают. В последнее время имеются некоторые подвижки в двусторонних отношениях. Периодически в третьих странах проходят консультации дипломатов, заставляя Баку изрядно нервничать. Ряд турецких бизнес-ассоциаций и администраций приграничных городов призывают Анкару установить с Ереваном дипломатические отношения, снять транспортную блокаду и разрешить нормальное приграничное сотрудничество. Открытие границ будет стимулировать не в последнюю очередь экономическое развитие самой Турции, в частности, ее довольно запущенных восточных провинций, и их неразвитой инфраструктурой и значительным оттоком населения в более преуспевающие западные районы страны. Так, за последние 20 лет в крупные города переселилось 70 процентов населения Карса. Поэтому не случайно, что именно глава муниципалитета Карса Наиф Алибейоглу в интервью «Turkish Daily News» в июле 2006 г. говорил о важности открытия границ с Арменией. По словам Алибейоглу, оно поможет не только экономическому развитию Карса, но и даст возможность турецким экспортерам вывозить свои товары в Среднюю Азию и Дальний Восток дешевым и надежным путем.14

Наконец, недавно на сайте телеканала CNN-Turk была опубликована статья о том, что Турция готовится дать ход предложению президента Армении Роберта Кочаряна об установлении дипломатических официальных отношений между двумя странами. В статье отмечается: «Турция до сих пор отвергала установление дипотношений, утверждая, что до того Армения должна урегулировать конфликт с Азербайджаном. Сейчас Турция готова забыть карабахское условие и хочет создать совместную с Арменией дипломатическую комиссию. Это навредит отношениям Турции и Азербайджана, но Анкара сейчас обеспокоена успехом армян в вопросе международного признания Геноцида армян, тем более ожидается, что до 2015 года, то есть до столетия Геноцида, армяне достигнут еще больших успехов в этом вопросе. В последний момент удалось изменить мнение Евросоюза о том, что признание Геноцида армян должно быть предусловием для вступления Турции в ЕС»15. Однако это стало весьма скромным дипломатическим успехом турок, так как само требование о признании геноцида никуда не делось. Газета «Время Новостей» цитирует на условиях анонимности турецких экспертов, выражающих опасения местных общественно-политических кругов: «Теоретически мы могли бы признать геноцид как деяние, совершенное еще до возникновения нынешней Турецкой Республики. Но в таком случае армяне подадут судебные иски о материальных компенсациях и нас попросту разорят»16. Вряд ли, однако, возможные иски способны нанести существенный ущерб столь мощной в экономическом отношении стране, как Турция, которая планирует строить несколько атомных электростанций, столько лет воюет с курдами и содержит вторую по численности в НАТО армию после США…

События во Франции являются серьезным сигналом для Турции, где должны всерьез задуматься о пересмотре своей неуступчивой позиции и начать процесс установления дипломатических отношений с Арменией без всяких предусловий. Иначе столь желаемого для правящих турецких кругов вступления в ЕС придется ждать еще неопределенно долгое время и, возможно, не дождаться никогда.


1 А. Сотниченко. Мост из Азии в Европу и… обратно. Турция у порога ЕС // Дело (Санкт-Петербург). 18 сентября 2006 г.
2 См., например: http://www.expert.org.ua/?st=2&id=25237 (16 декабря 2004 г.)
3 Не только французы: 89% австрийцев категорично говорят «нет» Турции в ЕС даже при условии, что она выполнит все необходимые требования для членства. Того же мнения придерживаются Германия и Люксембург (69% «против»), Кипр (68%) и Греция (67%) – http://www.rbcdaily.ru/2006/10/06/focus/242535
4 См. напр., http://www.c-asia.org/akt/index.php?cont=long&id=885&year=2005&today=02&month=05
5 Турция между Европой и Азией. Итоги европеизации на исходе XX века. Москва. Институт востоковедения РАН. 2001. с. 295.
6 Сообщение Анатолийского информационного агентства (апрель 1999 г.)
7 Турция между Европой и Азией. Итоги европеизации на исходе XX века. Москва. Институт востоковедения РАН. 2001. с. 296-299.
8 Подробнее см. в кн: Р. Саакян. Франко-турецкие отношения и Киликия (1918-1923). Ереван, 1986. Трагические события в Киликии описаны также в книге С. Аладжаджяна «Тростник не склонился» (М. 1984) и др.
9 Российская Газета. 10 октября 2006 г.
10 Информация ИА Regnum со ссылкой на ИА «Тренд» (Баку) от 4 октября 2006 г.
11 Агавни Караханян. Роль и значение экономического сотрудничества в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе // http://www.peacebuilding.am/arm/pages.php?page=lectures&id=22
12 Там же.
13 Россия и Турция на Кавказе // Журнал «Политика». 2006. № 78.
14 Мэр Карса выступает за открытие границы с Арменией // http://www.day.az/news/armenia/55382.html (со ссылкой на Panorama.am)
15 Цит. по: http://www.panarmenian.net/news/rus/?nid=19521
16 Время Новостей. 12 октября 2006 г.